Лезгинский сайт

Кавказская Албания Лезгистан        Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Выход 

MENU
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: ARFAN, Lenin, mura-86, ALF694  
Форум » Форум лезги-кабир » R-Kapir v pered » SADVAL
SADVAL
АдминистраторДата: Среда, 2010-04-28, 05:28 | Сообщение # 1
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Асалямуалейкум! Вас приветствует админ сайта http://lezgi-kabir.ucoz.ru/ я извиняюсь за столь ускоренную рекламу сайта,поверьте это не зря,сайт на много улучшен за последние дни,проще стало его найти,и добавлено ресурсы,меню насыщено,и на этом мы не будем останавливаться Иншаллагь, с моей командой модераторов мы сделаем сайт еще интереснее!В дальнейшем у нас будет грандиозный модуль!С уважением администратор сайта http://lezgi-kabir.ucoz.ru/ Джавидин!
 
БагираДата: Среда, 2010-05-05, 20:51 | Сообщение # 2
Модератор +
Группа: Друзья
Сообщений: 1
Награды: 2
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
Мы с вами!
 
АдминистраторДата: Суббота, 2010-05-22, 05:07 | Сообщение # 3
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Увожаемые и пользователи сайта!Наш сайт на первом месте в поисковой системе!
 
ARFANДата: Пятница, 2010-06-04, 13:55 | Сообщение # 4
Админ
Группа: Администратор
Сообщений: 1
Награды: 1
Репутация: 32767
Статус: Offline
Ас саламу аллейкум всем!!!!!
Че то мало тут народа))))
Надо изменить положение!!!! smile smile smile
 
ЗухрабДата: Пятница, 2010-06-04, 16:12 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 1
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Да мало,чтобы было много потягивайте сюда друзей > smile
 
ЭльнараДата: Суббота, 2010-06-05, 15:08 | Сообщение # 6
Наблюдатель
Группа: Журналист
Сообщений: 3
Награды: 1
Репутация: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
Надо за уши подтягивать людей! biggrin все в одноклассниках сидят...Наш сайт лучще чем одноклассники... biggrin
 
aslanoff_88Дата: Четверг, 2010-07-15, 20:03 | Сообщение # 7
Активный
Группа: Журналист
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
ЛЕЗГИЯР объединяемся! Рассматриваем и обсуждаем все возникнувшие вопросы. В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА!!!!!
Прикрепления: 4783770.png(2.9 Kb)
 
Зухраб))Дата: Понедельник, 2010-09-13, 21:06 | Сообщение # 8
Аналитик
Группа: Модераторы
Сообщений: 1
Награды: 1
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Че то тут тихо)))где все
 
АдминистраторДата: Среда, 2011-01-05, 05:02 | Сообщение # 9
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Официальный сайт.села Капир-казмаляр. http://kapir-kazmalyar.ucoz.ru/
 
АдминистраторДата: Пятница, 2011-03-18, 22:34 | Сообщение # 10
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
LEZGISTAN -- هو جزء من منطقة القوقاز ، يسكنها Lezgins ، واسم من داغستان ، بالقرب من الكتاب الشرقية. ويشمل أراضي روسيا وأذربيجان ، والتي هي في داغستان الجنوبية (Ahtynsky ، Hivsky ، Rutulsky ، Dokuzparinsky ، Agulsky ، Kurahsky ، ديربنت ، Magaramkentsky والمناطق Stalsky سليمان) وأذربيجان الشمالية (غوبا ، Kusar ، خاشماز ، Khudat ، Kabalinsky ، Ismayilli ، Vartashensky ، شيكي ، Zakatalsky ، Belokany وGakh والمقاطعات). هي الأرض التاريخية جزء المكتظة بالسكان شعوب الأسرة المجموعة Lezgian Nakh - داغستان من اللغات. وفقا لمؤسسات Lezgian العامة الوطنية والتعداد من نشطائها ، وبحلول عام 1990 كان العدد أكثر من 1 Lezghinians mln.700 ألف (1200000. وفي أذربيجان ، أكثر من 450 ألف في داغستان على بعد نحو 50 ألفا في روسيا. وبالإضافة إلى ذلك ، أكثر من 30 ألف شخص Lezghinians في آسيا الوسطى وأكثر من 40 ألف -- في تركيا ، ومع ذلك ، فإن عدد الذين يعيشون Lezghinians في دول أخرى ، مثل : ، سورية وإيران والأردن وأفغانستان
 
АдминистраторДата: Понедельник, 2011-03-21, 22:10 | Сообщение # 11
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
САМУР ВАЦ|УК СЕЛ КУМАЙКЬВАН!!!

ХУЬРЕРИК ДЕМ, МЕЛ КУМАЙКЬВАН!!!

ГЪИЛЕРИК КЪУВАТ КУМАЙКЬВАН!!!

САДВАЛ, АЗАДВАЛ АВУНА К|АНДА ЛЕЗГИЯР!!!

ЛЕЗГИ ХУЬРЕ К|ВАЛ АМАЙКЬВАН!!!

РИК|Е ХАЛКЬДИН Т|АЛ АМАЙКЬВАН!!!

ЧАХЪ ЧИ ДИДЕД Ч|АЛ АМАЙКЬВАН!!!

Ч|АЛ КВАДАРМИР ЧАН ЛЕЗГИЯР!!!

ШАЛБУЗДАГЪДИ ТИКЗАМАЙКЬВАН!!!

ЧИ ЯЙЛАХРИ ЦУЬКЗАМАЙКЬВАН!!!

ЧНА ЧАЗ ЧАН, РИК|ЗАМАЙКЬВАН!!!

ЧИ ХУРА АКЪВАЗ ЖЕЧ ЛЕЗГИЯР!

 
АдминистраторДата: Понедельник, 2011-05-16, 14:46 | Сообщение # 12
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Джекцы, народ в Азербайджане, потомки населения древней Кавказской Албании.

Родственны крызам, хыналыгцам, будухцам, хапутлинцам, ергюджцам и алыкцам, с которыми объединяются в "шахдагскую группу" народов. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Живут в горном селении Джек Кубинского района. Говорят на джекском языке лезгинской гр. нахско-дагестанских яз. северокавказской семьи. На джекском языке говорит по разным оценкам от 1500 до 11 тысяч человек — в Кубинском селения Джек и Хачмазском районах республики. Язык бесписьменный. Употребляется в основном в бытовой сфере.

Верующие— мусульмане-сунниты. Основные занятия — животноводство и кустарные ремёсла.

Источник: Большая Энциклопедия в 62 томах: Джеки.

 
АдминистраторДата: Понедельник, 2011-05-16, 14:47 | Сообщение # 13
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Агулы (агъулар) - одна из малочисленных коренных народностей Дагестана, проживающая на территории современного Агульского и Курахского районов. Частично агулы проживают в городах (Махачкала, Каспийск, Дербент), в плоскостной части Дагестана. По данным на 01.01.2001 года, агулов насчитывается 16,5 тыс. человек.

Агулы (агъулар), самоназвание агулов - агъулар, что означает 'Агульцы,жители Агула'. народ, живёт в Южном Дагестане (Агульский и Курахский районы). Численность около 8-9 тыс тыс. человек (1998). Язык - агульский, относится к лезгинской группе языков. В этническом отношении близки к лезгинам. Сохраняется разделение агулов на 4 группы (живут в 4 ущельях): агулдере, курахдере, хушандере и хпюкдере.

Ближайшие соседи лезгины и табасараны.Первые называют их 'агъулар',видимо от лезгинского слова 'агьали'-житель,табасараны зовут их 'рукъушанар',связано это с названием одного из ущелий Кушандере.У лакцев они известны как агъал-кушайми,у цахур-хывынби.

Агульский язык (агъул чIал) принадлежит к лезгинской группе дагестанских языков. С древних времен существуют диалекты агульского языка - керенский, кушанский, собственно агульский, кекхюнский (буркиханский) и одноаульный фитинский. Письменность на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

Благодаря территориально-экономическому расположению, агулы издавна знали лезгинский, табасаранский и русский языки. В соновном, языком общения с соседями чаще всего служил лезгинский язык. Жители аулов Буршаг, Худиг, Арсуг, расположенных по соседству с табасаранами, владели языком последних. В селении Цирхе, находящемся рядом с даргинскими селами, знали даргинский язык, а буркиханцы - лакский.

Агулы проживают в 21 селении, которые занимают территорию центральной части Юго-Восточного Дагестана у верхнего течения рек Чирах-чай, Курах-чай и их притоков. На севере они граничат с даргинцами и лакцами. На юге их соседями являются лезгины, на западе - рутулы, на востоке - табасараны.
В начале XIX века агулы и часть лезгин вошли в состав Кюринского ханства, впоследствии упраздненного российской администрацией и преобразованного в Кюринский округ в составе Дагестанской области. В советское время агулы вместе с лезгинами вошли в Курахский район, через который была проложена дорога, положившая конец изоляции агулов от внешнего мира. Соседями агулов на севере являются даргинцы, на востоке - табасаранцы, на западе и юго-западе - рутульцы, на юге - лезгины, на северо-востоке - кайтагцы. В силу географической изолированности территории агулов реальные связи (в основном торговые) поддерживались ими преимущественно с лезгинами.
История агулов тесно связана с историческим прошлым других этносов, проживающих на территории Дагестана. Их интернационализм предопределен исторически и географически. Имеющийся археологический материал, а также сведения письменных источников и топонимики, указывают на то, что в IV в. до н.э. агулы вместе со всеми лезгиноязычными народами входили в состав государства Кавказская Албания. Филолог Гаджи Алхасов предложил свой вариант расшифровки албанского письма. Так, в Агульском районе близ села Буркихан сохранились развалины населенного пункта, носившего некогда название 'Алпан' (Алпан-древнее лезгинское название Кавказской Албании,алпан с лезгинского переводится как метеорит, ц1айалпан-молния).

В раннем средневековье агулы вошли в состав политического объединения 'Лакз' (Страна лезгин). О многочисленности этносов Ал-Лакза свидетельствует сообщение историка Масуди. В стране Лакзов встречается (456 г. х./1064 г.) название местности К.р.к., возможно современное селение Курах.

Главным занятием агулов издревле было скотоводство. Уход за овцами у агулов считался чисто мужским занятием. Мужчины и пасли овец, и ухаживали за ними во время окота, они доили овец, готовили из овечьего молока различные продукты, стригли их и т. д. Уход за крупным рогатым скотом, напротив, считался прерогативой женской части общества. Скотоводство из-за скудности пастбищных условий было сравнительно небольшим. Летом скот выпасался на горных альпийских лугах, зимой перегонялся на равнинные зимние пастбища. Бедняки содержали скот в селениях, где он часто погибал от бескормицы.

Важное место в хозяйственной деятельности агулов занимала обработка металла. Из-за ограниченности сырья, перевозка которого требовала немалых усилий, отдельные предметы поступали из Харбука, Кумуха, Амузги, Кубачи. Основными изделиями агульских кузнецов были косы, серпы, топоры, мотыги, ножи - все то, что нужно в хозяйстве.

Традиционными промыслами агулов были выделка овчины и обработка кожи. Сыромятная кожа из шкур крупного рогатого скота шла на изготовление обуви: чарыков, сапог, а также ремней, поясов и т.п.

Несмотря на то, что территория, занимаемая агулами, была бедна лесами, обработкой дерева они занимались еще в средневековый период. Обработка дерева была многообразна: от изготовления деревянных конструкций для дома до производства деревянной посуды, утвари. Резьбой по дереву украшались столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колонны балконов.

Высокого совершенства достигли агулы в строительном деле. Со строительством жилищ, мостов, мечетей непосредственно была связана и художественная обработка камня. О мастерстве агульских каменщиков говорит и то, что их приглашали соседи для строительства различных объектов, особенно соборных мечетей.

Огромное значение в жизни агулов имели торгово-экономические пути сообщения. Во второй половине XIX века была проведена колесная дорога от Дербента, через Табасаран, до с.Буршат. Это дало возможность жителям агульских сел быть вовлеченными в торгово-экономические отношения с ближайшими соседями. Функционировала дорога по торгово-стратегическому пути Чираг - Кумух - Согратль.

Необходимую сельскохозяйственную и фабричную продукцию агулы приобретали в обмен на продукты животноводства, главным образом сыр, шерсть, мясо и ковровые изделия. Излишки сельхозпродукции реализовывали на базарах Казикумуха, Ахтов, Касумкента, а также в Дербенте, Кубе, Баку. Агулы принимали активное участие также на базарах местного значения - Курах, Икра, Хив, Хучни, Кандик и Тпиг. В агульские аулы табасараны возили зерно, сельхозпродукцию, фрукты, джулинскую посуду, сукно, паласы и т.д. Тесные торгово-экономические отношения агулов с табасаранами подтверждаются тем, что табасараны устраивали праздничные шествия 'в горы к агулам' к месту СкIрен Сув (лисья гора), когда начинался сбор черешни.

В годы советской власти, в 20-х годах, встал вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных кадров, из-за малочисленности носителей агульского языка и по другим причинам вопрос не был решен положительно. До 1952 г. обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, а затем - на русском. В 1990 г. решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность, и с 1992 г. обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском языке выходит районная газета 'Агъуларин хабарар' ('Агульский вестник'), стали издаваться книги.

В 1935 году постановлением ВЦИК был образован Агульский район. Это было огромным событием в жизни народа. С образованием района местные и партийные органы активно вовлекали население в колхозы и совхозы. Большое значение для развития хозяйства агулов имело строительство дорог. В прошлом каждая сельская община обязана была ремонтировать дороги своей округи. С образованием района возникла крайняя необходимость в строительстве дороги через Магудере, которая связывала агулов с плоскостью.

В послевоенные годы во многих агульских аулах открылись медпункты и больницы, библиотеки и школы, развивалась инфраструктура района. Большое значение уделялось подготовке кадров из числа агулов.

Сегодняшние проблемы агулов связаны с их тяжелым материальным положением. Одной из острых проблем района является безработица. Перенаселенность, нехватка пахотных земель и пастбищ отрицательно влияют на жизненный уровень населения. По этим и другим причинам молодежь вынуждена покидать район, выезжать за пределы республики в поисках работы и трудоустройства для создания условий нормальной жизни. Возникла реальная угроза разрушения компактности проживания агулов, которая может привести к печальным ассимиляционным процессам. В период возрождения национального самосознания и культурного роста народов Дагестана решение проблем, стоящих перед малочисленными народами, требует особого внимания.

Агулы хорошо представлены в высшем руководстве республике. Такибат Алаудиновна Махмудова, уроженка с.Тпиг Агульского района, является зам. Председателя Госсовета РД, Магомед-Салих Магомедович Гусаев, уроженец с.Цирхе Агульского района, - министр по национальной политике, информации и внешним связям РД. В руководстве ряда министерств и ведомств республики много агулов, которые зарекомендовали себя как трудолюбивые, скромные и квалифицированные работники.

Среди агулов есть известные ученые, врачи, деятели культуры. Долгое время деканом исторического факультета ДГУ был доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД Х.Х.Рамазанов. Его традиции продолжает сын Ахмед Рамазанов, который защитил докторскую диссертацию. На всю страну известен зав. кафедрой русского языка Петрозаводского университета доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ З.Х.Тарланов. Его сын, наследник А.С.Пушкина в шестом колене, Евгений Тарланов также защитил докторскую диссертацию. Хорошо известна династия ученых из с.Буршаг Мазанаевых, многие годы деканом филологического факультета ДГУ является доктор филологических наук, профессор Ш.А.Мазанаев, который со своим братом кандидатом филологических наук И.А.Мазанаевым основал письменность агулов.

У агулов появились свои профессиональные поэты и писатели. Читатели знают имена Камалдина Ахмедова, Фаткулы Джамалова, Абу-Муслима Мутова, Шерифа Шерифова, Гаджи Алхасова, Габибулы Омарова, Раисат Рамазановой и других авторов, выпустивших первые поэтические сборники.

Сегодня трудно представить Дагестан без Агула и агулов. Вклад, вносимый ими в общую сокровищницу культуры и искусства, может быть, скромный, но без капли нет и океана.

Источник ©

 
АдминистраторДата: Понедельник, 2011-05-16, 14:48 | Сообщение # 14
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Арчинцы - небольшая этническая группа, по данным переписи 1926 г в ней 854 человек. По переписи 1959 г арчинцы причислены к аварцам.

Живут они в Чародинском районе, сел Цуриб, в верховьях реки Арчи-чай, правом притоке Гунибского Койсу. Основная хозяйственная деятельность арчинцев - овцеводство. «арчинский язык, считает Е А Бокарев, - по словарному составу и грамматическому строю должен быть отнесен к лезгинской группе, хотя вследствие своей территориальной особенности от других лезгинских языков, в нем много своеобразный черт. На арчинской язык большое влияние оказали соседние языки лакский и особенно аварский».

С точки зрения языка арчинцы представляют собой весьма, своеобразный этнос. Арчинский язык отделился от своих ближайших родственников 3-4 тысячи лет назад и, в течение продолжительного периода, развиваясь в изоляции, приобрел много черт, отличающих его структуру от генетически близких языков.(2)

Значительным своеобразием обладает и культура арчинцев: находясь в окружении крупных дагестанских народов, они сохраняют собственный язык, почти не практикуют смешанных браков (предпочтительными до сих пор остаются кросс-кузенные браки) и лишь в 70-е годы отказались от национальной одежды.

Сопоставление образа жизни арчинцев с соседними народами говорит о значительной большей консервативности их уклада. Затянувшаяся по сравнению с другими дагестанскими этническими группами изолированность арчинцев является причиной необычной для современного мира сохранности языка - можно сказать, что на данный момент не наблюдается никаких признаков утраты собственного языка: в семье говорят только по-арчински, до семи лет дети понимают только родной язык.

Сегодня, однако, арчинцы открыты всем тем же влияниям, которым подверглись и другие народы: с 1980 г. у них есть телевизор, многие из них получают образование вне Арчиба, молодое и среднее поколение хорошо владеют русским языком.

Эти тенденции, однако, не успели отрицательно сказаться на сохранности культуры по причине значительного «отставания» арчинцев на общем пути к ассимиляции. Между тем новое поколение арчинцев значительно более лояльно к своей культуре. Они лучше адаптированы к новым условиям жизни, они владеют необходимыми для социального воплощения языками, они избежали унижения школой «старшего брата» (начиная с 80-х гг в школе работают арчинские учителя). Смогут ли они, в отличие от многих других малых этносов, сохранить язык?

Носители небольших бесписьменных языков, помимо родного, вынуждены знать, как минимум один письменный язык, необходимый для обучения в школе, и обеспечения социальных нужд.

Таким языком обычно бывает один из литературных дагестанских языков, а именно язык большинства населения данной части Дагестана. Владение двумя дагестанскими языками характерно для всех носителей небольших языков. Впрочем, это связано не только с необходимостью пользоваться письменностью; в начале ХХ века, когда значительная часть населения Дагестана была неграмотной, знание второго дагестанского языка все равно было характерно для представителей малых народностей. Второй язык осваивался в результате экономических связей с соседями, в первую очередь, торговли.

Жители высокогорного селения Арчиб говорят на собственном языке – арчинском. Арчинский язык не обладает государственным статусом и не имеет собственной письменности. На арчинском языке не ведется преподавание в школе; на уроках родного языка преподается аварский язык. В результате большинство взрослых арчинцев свободно владеет тремя языками: арчинским, аварским и русским

Арчиб находится довольно высоко в горах (ок. 2100 м над уровнем моря) и даже с дагестанской точки зрения представляет собой «глубинку», удаленную от центров активной социальной жизни.

Селение состоит из семи так называемых хуторов — аулов, разделенных пространственно (между некоторыми более часа ходьбы), но считающихся одной административной единицей, с единой системой среднего образования и тесными родственными связями. Население Арчиба на сегодняшний день состав ляет около 1300 человек. Жители говорят на собственном языке — арчинском; носителей арчинского языка вне селения нет, если не считать выходцев из Арчиба.

Генетически арчинский принадлежит к лезгинской группе нахско-дагестанских языков. Арчинский язык не обладает государственным статусом, на нем не ведется (во всяком случае, не должно вестись) преподавание в школе. На уроке родного языка преподается аварский, который не является для арчинцев не только родным, но даже близкородственным.

Преподавание других предметов в младших классах должно вестись на аварском языке, в старших — на русском. Русский язык — также отдельный предмет преподавания с 1-го класса и до конца школы. Таким образом, с семи лет арчинец сталкивается с необходимостью активно изучать два иностранных языка, аварский и русский (в средней школе добавляется английский).

В результате большинство взрослых арчинцев владеет тремя языками арчинским, аварским и русским, некоторые говорят и на лакском. По материалам исследование к. фил. н. Дружиненой Н.Р., которое проводилось в селении Арчиб, в июле 2005 и 2006 гг., методом сбора материала и устного анкетирования, выявлено следущее:

«В настоящий момент аварский язык весьма интенсивно преподается в школе; более того, поскольку арчинскому языку отказано в каком-либо социальном или политическом статусе, именно аварский является в школе тем языком, который преподается на уроках «родного языка».

Школьными нормами предполагается, что на аварском ведется преподавание в младшей школе. Между тем, как мы уже говорили, аварский язык генетически очень далек от арчинского. Как фонетика, так и грамматика аварского языка арчинцу незнакомы и представляют большие сложности в изучении.

Один из вопросов анкеты заключался в том, какой язык — аварский или русский — легче усваивается школьниками. Интересно, что ответы на него были разными, но с подавляющей частотой назывался русский (8 ответов — русский, ответ — аварский).

Хотя русский язык генетически не родственен арчинскому, тем не менее, многим арчинцам русский кажется более простым. В частности, среди трудностей, связанных с аварским, многие называли сложный алфавит.

В самом деле, фонемный состав аварского языка значительно богаче русского, и система письменности сложнее даже с точки зрения количества знаков.

Аварский пригождается арчинцу в его повседневной жизни несколько чаще, чем русский язык. В Арчибе нередко появляются приезжие из соседних аварских сел, например, летом они привозят на продажу овощи и фрукты.

Арчинцы гостеприимны, у многих есть кунаки»-аварцы, и общаются с ними арчинцы, конечно, по-аварски.

И, конечно, на аварский язык арчинец переходит, когда выезжает за пределы села. Как отмечалось, Арчиб находится в авароязычном районе, и в райцентре говорят по-аварски.

Интересный факт состоит в том, что арчинцев обучают в школе литературному аварскому языку, между тем как в районе говорят на чародинском диалекте аварского языка, обладающем заметными отличиями. Аварская речь арчинцев в результате значительно отличается от районной, хотя видимая, лежащая на поверхности причина знать аварский язык — это говорить на нем в районе. Некоторые арчинцы даже жалуются на возникающие там трудности взаимопонимания: «Когда в район еду, я не понимаю диалект этот. Я понимаю только литературный чистый аварский язык».

С тех пор как Арчиб оказался административно приписанным к Чародинскому району, титульной нацией которого являются аварцы, арчинцы тоже негласно оказались как бы приписанными к аварскому народу. Одно из проявлений этого — факт, что в качестве родного языка арчинцам преподают в школе аварский. В паспортах арчинцев в графе «национальность», с советских времен стоит запись «аварец».

Во время последней переписи населения некоторые жители Арчиба пытались записаться арчинцами, однако в этом — незаконно — им было отказано.

В результате такой политики, длящейся уже много десятилетий, арчинцы среднего и младшего поколений и в самом деле считают себя аварцами.

В основном, однако, старшие жители Арчиба аварцами себя не считают. Не считая себя аварцами, они, тем не менее, все равно связывают необходимость владения аварским языком с приписанной им национальностью.

Нужно сказать, что в принадлежности к аварскому этносу молодые арчинцы видят многие преимущества. Между тем аварцы — наиболее многочисленная национальность Дагестана, известная и за его пределами. Называя себя аварцами, арчинцы оказываются включены в крупный социум.

Таким образом, не являющийся необходимым с функциональной точки зрения, аварский язык оказывается исключительно важным с точки зрения национального самосознания. Владение аварским языком — главное доказательство принадлежности к крупной, известной, социально значимой нации.

Удивительным, конечно, является тот факт, что это национальное самосознание сформировалось за такой короткий срок, особенно если помнить, что со всех объективных точек зрения принадлежность к аварскому этносу является совершенно фиктивной: ни этнически, ни лингвистически арчинцы не имеют к аварцам никакого отношения. Даже социальные связи с аварцами, столь важные сегодня, сформировались лишь на протяжении XX века, в XIX-м несравнимо более значимыми были отношения с лакцами.

Если принять во внимание, какое место занимает арчинский язык в жизни его носителей, перспективы арчинского языка все же могут внушать беспокойство. Этот язык в наши дни имеет весьма узкую область применения — семейное и бытовое общение.

Как только потребности арчинцев выходят за эти рамки, у них немедленно возникает нужда в другом языке: на арчинском невозможно преподавать, так как нет письменности и отсутствует терминология.

Впрочем, в этом отношении положение арчинского нисколько не изменилось по сравнению с XIX веком; область его употребления не сузилась. Расширились социальные потребности арчинцев, и эти новые потребности стали обслуживаться другими языками; арчинский очевидным образом оказался для них не пригоден.

Функциональная ограниченность арчинского языка отчетливо осознается носителями и является причиной того, что они не видят необходимости усиливать позиции арчинского языка, например, вводить уроки в школе.

Здесь играет важную роль то обстоятельство, что арчинская жизнь на данный момент не подвергается негативным изменениям: миграция из села в город незначительна, смешанные браки в Арчибе — редкость. Народ, таким образом, не ощущает происходящие изменения как драматические: утрата традиционного уклада, хотя и имеет место, но происходит не в острой форме.

То есть, с одной стороны, арчинцы не видят перспектив для своего языка, а с другой — нисколько об этом не беспокоятся. Основной мотив, заставляющий их одобрить идею создания арчинской письменности, — это национальное самолюбие: чтобы быть как все, чтобы можно было сказать другим, что язык письменный. Из позитивных явлений отметим тот факт, что молодые арчинцы относится к своему языку и культуре с большей симпатией, чем старшие. Только от последних , мы слышали признания в нелюбви к своему языку и этносу. Возможно, это связано с политикой Советской власти, которая начиная с 1940-х гг. не поощряла национальные чувства.

В принципе именно патриотическая идея может уберечь малый язык от вымирания — просто потому, что ничто другое, видимо, не может. Едва ли в современном мире можно представить ситуацию, которой расширится функциональная сфера малого языка. Однако в области национально-патриотической арчинский язык оказался втеснен: молодые охотно приняли возможность быть аварцами.

Однако, учитывая на примере арчинцев, с какой скоростью происходят такого рода изменения в сознании небольшого народа (еще 50-летние арчинцы аварцами себя не считают), возможно, активная деятельность в обратном направлении могла бы изменить отношение арчинцев к своей национальной идентификации».(3)

Есть и еще одно оптимистическое соображение. Ситуация трехъязычия, сложившаяся в Арчибе, в общем, довольно гармонична, какой бы экзотической ни выглядела она в глазах представителя одноязычного общества. Арчинцы хорошо относятся к своим трем языкам, каждый из них считая необходимым. Молодые арчинцы не только многоязычны, но и «многоэтничны» — на сегодня они вполне органично существуют с двумя национальностями.
Популярный танец — лезгинка; музыкальные инструменты — зурна, кумуз, барабан. Мусульмане-сунниты. Из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин — головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки.

Решающий фактор, влияющий на выживание или вымирание языка, — это так называемая «языковая лояльность», или приверженность своему языку, желание (нежелание) на нем говорить. С этой точки зрения ситуация, в современном Арчибе благополучна.
Автор: Али Албанви (Фонд «Лезгины»)
а также http://www.hrono.ru

 
АдминистраторДата: Понедельник, 2011-05-16, 14:50 | Сообщение # 15
Ч1ехи лезги
Группа: Администратор
Сообщений: 89
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Среди автохтонов Азербайджана обращают на себя внимание малочисленные хыналыгцы, будуги, грызы, известные как шахдагская группа народностей, относящаяся к
дагестанской языковой группе кавказской семьи.

Будуги живут главным образом в селе Будуг, расположенном в 64 км к юго-западу от Губы на склоне Бокового хребта Большого Кавказа, в 2 км от р. Гарачай, и являющемся одним из древнейших поселений Азербайджана. По данным начала 1990-х годов, в трех селах, подчинявшихся Будугскому сельсовету, - Будуг, Ялавандж и Дагусту жило 780 будугов.

Этноним «будуг» присвоен будугам их соседями, сами же они называют себя «будад», что означает «будцы», «относящиеся к племени буд». Об этнической принадлежности будугов
существуют различные мнения, в том числе об отсутствии близкого родства с лезгинами (М.Г.Бахарлы), об их перекочевке из Шеки-Загатальской зоны, или из албанской области Бед
(Г.Гейбуллаев), близкой связи с упоминавшимися Геродотом будиями (К.Алиев), а также с племенем будат, о котором сообщал Фазлуллах Рашид ад-дин (В.Пириев). Тем не менее для достоверного уста-
новления этнической принадлежности будугов необходимы дополнительные исследования. Можно считать очевидным, что будуги относятся к племенам Кавказской Албании.

Будуги имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, губинских ханов и российских царей, различных исторических трудах
(А.Бакиханов, Ф.Шнитников, И.Гербер, Ф.Симонович,И.Березин), в более чем ста архивных документов, относящихся к прошлому столетию. Село же Будуг впервые упоминается на рубеже XVI и XVII веков в документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею. В 1607 г. шах Аббас I возложил управление Будугом на Мелика Ади, представители рода которого управляли селом вплоть до середины XIX века. В административно-территориальном отношении Будуг вначале был уездным центром, затем центром участка, магала, «общества» Губинской области. В состав этих территориальных единиц в разное время входило от 6 до 34 сел с различным этническим составом жителей.

Будугские беки были одним из трех бекских родов, официально получивших право на бекство в Губинском ханстве. В течение XIX в. численность населения Будуга колебалась от 2300 до 3500 чело-
век. По официальным статистическим данным 1839 года, в с. Будуг имелись 286 хозяйств с 1095 душами мужского населения, в 1863 г. – 329 хозяйств с 2155 душами, а в 1870 г. – 393 хозяйства с 2411 душами населения обоего пола (Г.Джавадов).

Издавна будугам приходилось покидать родное село из-за недостатка пахотных земель и селиться на окружающих территориях. В районах Мушкур, Шабран и др. будугскими переселенцами
заложены новые поселки типа "оба”, или "гышлаг” – Велиоба, Гаджиоба, Шерифоба, Азизоба, Гарадаглыоба, Гаджиханоба, Гырхлароба, Рамазангышлагы, Сухтекелегышлагы, Чиловгышлагы, Гаджиалибей, Агьязы-Будуг, Дигях-Будуг, Далигая, Пирусту, Агалыг, Ялавандж и др. Все эти отселки Будуга, находящиеся в окружении азербайджанских селений, со временем утратили прежний этнический облик.

Сведений о политических событиях, связанных с будугами, немного. Среди них борьба будугских "беглецов” против шаха Надира, бегство в Будуг в 1796 году губинского хана Шейхали и его переезд в Мискиндже.

Согласно проведенным в 1991 году подсчетам, помимо территории Будугского сельсовета, будуги жили в селах Багбанлы, Агьязы-Будуг, Гаджилибей, Владимировка, Зердаби, Барлы,
Нариманабад, Петропавловка, Сухтекеле, Тимирязев, Далыгая и др. Помимо этого, в Баку,Сумгаите, Губе, Хачмазе живут по нескольку сотен будугов. Небольшая группа будугов живет в
Дагестане, главным образом в селе Гаракуре Ахтынского района.

Современные будуги исповедуют суннитский толк ислама. В настоящее время будуги сильно смешались с другими народами Азербайджана, имеют с ними многочисленные родственные связи. Их
уклад жизни имеет незначительные отличия от уклада жизни азербайджанцев, а жилища, одежда, пища, обычаи и традиции зависят главным образом от
характера территории проживания.
Среди отличительных черт будугов можно упомянуть многодетные семьи, гостеприимство, серьезный и порой несколько упрямый характер, верность своему слову.

Сегодня будуги принимают активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Азербайджана. Среди них немало специалистов с высшим образованием – учителей,
врачей, агрономов, инженеров, юристов, экономистов, научных работников. Большинство будугов занято в сельском хозяйстве. Помимо традиционных для них скотоводства, земледелия, ткачества, будуги занимаются также зерноводством, птицеводством и кустарными промыслами. Есть данные, что в XIX веке Будуг служил важным центром таких ремесел, как изготовление карманных компасов, клинков и ножен для кинжалов, прикладов для ружей, здесь существовали конезавод и мастерская по изготовлению орудий труда. Тяготы и лишения времен Великой отечественной войны вызвали массовое переселение будугов на равнинную зону, что сильно повлияло на род их занятий. Большинство современных будугов, особенно низменных, занимается садоводством, бахчеводством и
земледелием, а также различными домашними промыслами. В самом Будуге после войны из почти 500 хозяйств осталось не более 50. Жители села продолжают вести традиционное хозяйство.

Будуги говорят в быту на будугском языке, не имеющем диалектов. По этому языку проведены исследования, опубликован ряд научных статей, издан даже будугско-русский словарь (У.А.
Мейланова). Однако есть настоятельная необходимость углубленных лингвистических исследований специалистами, для которых будугский язык является родным. По существующему мне-
нию, будугский язык наиболее близок к грызскому и лезгинскому, хотя на лексический состав его определенное влияние оказали азербайджанский и частично удинский языки. Однако характер различий между будугским и лезгинским языками дает основание усомниться в их родстве.

Будучи бесписьменным, будугский язык относится к числу вымирающих. В настоящее время всего 20-25% будугов свободно владеют родным языком, еще некоторая часть их его понимает. На
будугском языке говорят в основном представители старшего и среднего поколения. Подавляющее большинство современных будугов получает образование на азербайджанском языке, живущие
в Дагестане – на русском; многие свободно говорят на 2-3 и больше языках.

Для сохранения будугского этноса необходимы прежде всего меры социально-экономического характера. Следует воспрепятствовать оттоку населения из Будуга путем эффективного решения его социальных проблем, улучшения инфраструктуры.
Следует отметить также, что в статистических данных, в переписях XIX века содержатся конкретные данные о будугах, но позже в силу процессов ассимиляции сведения о них уже не
собирались. В переписи населения 1970 года отсутствуют упоминания о будугах. Отметим, что в силу отдаленности и относительной труднодоступности села Будуг процессы ассимиляции здесь протекали менее интенсивно, нежели среди населения отселков будугов на равнинных территориях. В советское время для будугов, как и других шахдагских народностей, были открыты школы
на азербайджанском языке, который стал выполнять для них функции литературного языка. В настоящее время все будуги имеют азербайджанское этническое самосознание.

Вагиф ПИРИЕВ,
доктор исторических наук, профессор

 
Форум » Форум лезги-кабир » R-Kapir v pered » SADVAL
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: